«Народные песни – состояние души»

1228

 

Фото из архива М.А. Стрельниковой.
Фото из архива М.А. Стрельниковой.
Фото из архива М.А. Стрельниковой.
Фото из архива М.А. Стрельниковой.
Фото из архива М.А. Стрельниковой.
Фото из архива М.А. Стрельниковой.
Фото из архива М.А. Стрельниковой.
Фото из архива М.А. Стрельниковой.

Время летит так быстро… Вот, вроде бы, совсем недавно я аплодировала юной правдинской «звёздочке» Маше Матвиенко. А она уже дважды мама, преподаватель Волчихинской детской школы искусств, уважаемый в районе и за его пределами человек – Мария Анатольевна Стрельникова.

– Сколько себя помню, столько пою, – с этих слов начался наш разговор, который и лился, как песня. – Старшая сестра Света (у нас с ней разница 15 лет) училась в Барнауле и занималась в фольклорном коллективе «Сказ». Приезжала домой на каникулы, включала магнитофон, и я вместе с ней наизусть запоминала все песни. Когда мама и бабушка садились к телевизору смотреть «Старые песни о главном», я открывала шифоньер с нарядами сестры, надевала мамину бижутерию, брала в руки расчёску-«микрофон» и «выходила на сцену». Папа снимал мои выступления на камеру.

Сейчас, уже имея багаж жизненного опыта, я понимаю, что врождённый талант передался по маминой линии. Она всегда пела, когда делала домашнюю работу. У неё был голос, слух, и если бы она развивала свои природные данные, могла бы достичь успеха.

– Помните свой дебют не на домашней, на настоящей сцене?

– Такое не забудешь. Сестра после окончания института вернулась в Правду и устроилась художественным руководителем в наш Дом культуры. Записала меня в вокальный кружок. В то время проходил районный конкурс «Надежда». Директор клуба Людмила Михайловна Иноземцева договорилась с Раисой Егоровной Штразбург, чтобы она прослушала трёх девочек (включая меня) перед конкурсом. Помню, как сейчас, зрительный зал музыкальной школы, строгая и серьёзная Раиса Егоровна. Мне, семилетней девчонке, хотелось сбежать. Но… спела, «Пропала собака» и «Сапожки русские». Первыми словами Раисы Егоровны были: «И где же вы прятали такое  сокровище?».

На конкурсе я выступила, стала Дипломантом. Самое главное даже не мой дебют, а то, что Р.Е. Штразбург после прослушивания предложила мне учиться в музыкальной школе. В то время в район мало кто возил детей в музыкальную школу, из Правды точно никого не было. На семейном совете родители принимали решение, и снова огромную роль сыграла сестра. Она тоже мечтала когда-то заниматься в музыкальной школе, но такой возможности не имела. Поэтому она настояла, чтобы мне дали этот шанс. Вокального отделения тогда не было, я без проблем на следующий учебный год, когда уже исполнилось восемь, поступила на отделение фортепиано и дополнительно занималась вокалом.

– Кто стал первым преподавателем?

– На отделении фортепиано – Светлана Владимировна Булыгина, а вокалу обучала Раиса Егоровна Штразбург. Именно она привила мне любовь к русской народной песне. По сей день мы в прекрасных отношениях, она для меня намного больше, чем учитель, всегда поддержит, даст совет и по работе, и в житейских моментах.

Не всё было гладко у нас в первые два года обучения. Мне было трудно работать руками, а руки в народной музыке – первые помощники. Одно время даже Раиса Егоровна сказала: «Маша, если тебе не нравится, давай будешь петь эстраду». И в этот момент я подумала: «Что же это такое! Родители в меня поверили, папа меня возит из села в район, тратит время, бензин. А я вот так поступлю? Нет! Я буду стараться». На следующем занятии меня будто подменили. Всё стало получаться, мы усложнили репертуар. Придерживались народной классики, часто исполняла песни Людмилы Зыкиной. Раиса Егоровна сама любитель таких песен, и меня на них воспитывала.

Через несколько лет супруги Штразбург уехали из нашего района, моим преподавателем стала Ирина Васильевна Латкина.

– Когда поняли – любовь к музыке, песне настолько сильна, что готовы заниматься ей профессионально?

– В восьмом-девятом классах я уже не представляла, что могу заниматься чем-то другим. Музыка настолько была во мне! Светлана Владимировна Булыгина – замечательный преподаватель по классу фортепиано, она научила меня чувствовать музыку. Я полюбила фортепиано, но народное пение – это моё всё! Освоила шестой-седьмой класс музыкальной школы за один год (так как училась в девятом общеобразовательной школы), выпустилась с «красным» свидетельством. Планировала поступить в Барнаульский музыкальный колледж. Но так получилось, что летом улетела в гости и не успевала вернуться до вступительных экзаменов. В итоге приняли решение, чтобы не терять год, поступить в колледж культуры и искусств. Там училась на хоровом отделении. Это дало мне много опыта именно в хоровом искусстве.

– Как сложилась карьера после окончания колледжа?

– Во время обучения познакомилась с будущим мужем, Денисом Ивановичем Стрельниковым. Он учился на пару курсов старше там же. Образовалась наша семья. После окончания колледжа немного поскитались – пожили в Романово, потом пригласили работать и жить в Бор-Форпост. Это было в 2011 году, у нас уже родилась дочь Ксения. Там мы прожили полтора года, и мне поступило предложение о работе в Волчихинской детской школе искусств. Было очень приятно, ведь это моя родная школа, все лучшие воспоминания связаны с ней. Конечно, я согласилась.

Сначала на отделении мы были с Ириной Васильевной Латкиной, а когда она сменила место жительства, я осталась одна. Первое время было страшно от груза ответственности. Но мы с учениками старались, и наши первые совместные победы в конкурсах придали уверенности в своих силах.

Когда я думала в школьном возрасте о своём профессиональном будущем, то планировала после колледжа продолжить обучение в Гнесинке. Но так сложились   обстоятельства, в которых я предпочла карьере      семью.  И всё же мысли о профессиональном росте и выступлении в профессиональных коллективах не покидают до сих пор.

Работа с детьми тоже очень нравится. Главное, что мной движет, – желание хотя бы какую-то малость любви к народной песне, русской культуре заложить в сердца, головы учеников. Я не только разбираю с ними учебные моменты, но и разговариваю по душам. Когда я вижу, что ребёнок отзывается, налаживается контакт, и он понимает, что ты хочешь до него донести – в этот момент я самый счастливый человек. И дети мне искренне говорят: «Как мы полюбили народную музыку!».

Сейчас я готовлю к поступлению своих первых учеников, которые отучились уже девять лет – Катю Сологубову и Диму Шверта. Они понимают меня с полуслова и осознанно хотят продолжать заниматься музыкой. Это дорогого стоит!

– В вашей жизни было много побед, какая самая запоминающаяся?

– Больше всего эмоций было, когда в прошлом учебном году старшим составом ансамбля «Цветень» мы стали участниками конкурса «Золотая нота». Конкурс проходил по видео, мы прошли отбор на гала-концерт. Не знаю, сердце, наверное, подсказало, и я начала снимать на телефон объявление звания в номинации «Золотой ансамбль». И называют нас! Я так рыдала, мы все с ребятами обнимались, радовались. Конечно, это не предел совершенства, но на данном этапе это много значило    и значит. А в этом году мы все вместе радовались      за Дмитрия Шверта, который стал «Мистером «Золотая нота». Одно дело завоевать звание лауреата, а другое – стать лучшим среди лауреатов. И, конечно, ещё      одним ярким событием стало присвоение ансамблю  «Цветень» звания «Образцовый самодеятельный коллектив Алтайского края».

– А Вы сами участвуете в конкурсах?

– В этом году, по инициативе директора Волчихинской детской школы искусств Сергея Константиновича Саддарова, я тоже участвовала в «Золотой ноте», стала лауреатом. Но гораздо важнее сейчас для меня не оценка жюри, а оценка учеников. Когда ты говоришь в классе: «Перед выходом на сцену соберись, не волнуйся», – это слова. А когда ты на деле взял и показал, подал пример – это совсем другое. Выступить достойно, быть примером – главнее любых личных побед.

– В творческой семье Стрельниковых дети тоже увлечены музыкой?

– У них просто не было выбора. Когда ты рождаешься в семье вокалистов, то песни сопровождают тебя с утра до вечера. Ксюша с нами была постоянно, она выросла в ДК. Когда мы готовились к «Битве хоров», везде брали дочь с собой. Наталья Николаевна Нефёдова говорит нам: «Возьмите её на сцену, она все песни знает наизусть, готовый артист!». Сохранились фото и видео, как она с нами на сцене и поёт, и танцует. Участвовала Ксюша потом и в конкурсах, ещё будучи дошкольницей. Направление в дальнейшем выбрала хореографическое, но с песней не рассталась. В этот Новый год Дед Мороз подарил ей гитару-укулеле, она её «влёт» освоила, песни подбирает, поёт. Любит музыку и всегда восхищается родителями. Стёпа также, с малых лет, знал все наши песни, особенно казачьи, из репертуара «Чёрного ворона». Даже сшили ему казачий костюм, и он выступал на конкурсе «Катюша». Увлекается баяном, с удовольствием ходит на «Гвардию». Есть у нас опыт участия в фестивале семейного творчества, это было в Завьялово. Детям так понравилось, что мы выступали все вместе! завоёванным на этом конкурсе Дипломом они очень гордятся. Как бы ни сложилась их жизнь, музыка, мне кажется, уже заложена на генном уровне и будет сопровождать их всегда.

Пока я готовила к печати интервью с Марией Анатольевной, ансамбль «Цветень» и его солисты снова успешно выступили на краевом фестивале. С каким воодушевлением преподаватель говорила об успехах своих воспитанников! Встреча с такими людьми настолько заряжает позитивом, что тоже хочется творить, писать, созидать.

«Народные песни – это состояние души», – такая фраза прозвучала в нашем разговоре. Пусть состояние Вашей души, Мария Анатольевна, всегда будет прекрасным!

Элла АРЕНТ.

Фото из архива М.А. Стрельниковой.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь